23 июл. 2010 г.

Как закон восприятия, лежащий в основе художественного приема, оказывается основой мотивационной базы социальных конфликтов, и что с этим делать

Тезисы к докладу (8 июля 2010) в Киевском клубе дилетантов.
Фото - неслучайное. Удачная, на мой взгляд, иллюстрация к теме трансформации конфликтов:)


1. Взгляд на миссию искусства. Эмоциональный сдвиг автора в процессе создания художественного произведения дает доступ к силе, формирующей обстоятельства его жизни. Я ее называю намерением. Эта сила в разных традициях называется волей, верой, нагвалем и т.д..

Траектория эмоционального поиска автора запечатлевается в художественном произведении и становится картой, используя которую зритель, читатель, слушатель могут совершить аналогичное эмоциональное путешествие, что при определенных условиях также дает им доступ к намерению.

Таким образом целью художественного творчества является доступ к управлению намерением через изменение эмоционального состояния автора, и в следствие этого - зрителя, читателя, слушателя.

2. Основным приемом художественного творчества является построение художественного конфликта. Художественное произведение строится на конфликте. Без конфликта просто не интересно.

В Большой Советской Энциклопедии художественный конфликт определяется следующим образом:

Конфликт художественный - коллизия художественная, противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами — характером и обстоятельствами, несколькими характерами или разными сторонами одного характера; в структуре художественного произведения оно выступает как идеологически значимое противопоставление (оппозиция) соответствующих образов. Термин «К.» традиционно применяется к временным изобразительно-динамическим видам и жанрам искусства: литературе (драма, многие эпические жанры, иногда — лирика), театру, кино. Будучи основой (и «энергией») развивающегося действия, К. по его ходу непрерывно трансформируется в направлении кульминации и развязки; т. о. произведению обеспечивается внутреннее диалектическое единство и цельность. К. непосредственно раскрывается в сюжете (который часто называют «движущимся К.»), а также в предметных деталях, композиции и языке произведения. В эпопее, драме, романе, новелле, киносценарии К. составляет обычно ядро темы и проблематики, а характер его разрешения предстаёт как определяющий момент художественной идеи.

Впервые обстоятельно теория К. разработана Г. Гегелем. По Гегелю, «противоположность, содержавшаяся в ситуации», образует возможность и необходимость действия, состоящего в противоборстве, «акциях и реакциях» действующих сил — непременно «субстанциональных», всеобщих положительных сил; исчерпав взаимные требования, противоположности сливаются в гармоничном идеале.

Примеры конфликта в литературе, драматургии. Ромео и джульетта, отцы и дети, преступление и наказание, …

Примеры конфликта в изобразительном творчестве. Девочка на шаре. Роденовский мислитель, опирающийся локтем правой руки на левое колено. Черный квадрат Малевича… Главный конфликт в изобразительном искусстве – противостояние изображения и фона.

Примеры конфликта в музыке. Контрапункт, партии разных инструментов, полифония в широком смысле слова, …

3. Наше понимание миссии искусства подразумевает, что любое эмоциепорождающее событие несет в себе возможность доступа к намерению – силе, управляющей обстоятельствами нашей жизни. Естественно, что наше восприятие исходно настроено на выцепление из окружающего информационного потока наиболее эмоциепорождающих событий, то есть конфликтов.

Белое и черное, громкое и тихое, большое и маленькое, медленное и быстрое, горячее и холодное, и т.д.

Более того, любой объект, попадающий в зону нашего внимания, наше восприятие автоматически противопоставляет образам, находящимся в нашей памяти, и тем самым формирует эмоциенесущий конфликт.

4. До этого момента мы говорили о позитивной стороне такого явления, как конфликт. Но проблема в том, что наше восприятие не просто выцепляет конфликты из информационного потока. Оно фиксирует их. Тем самым создаются точки кристаллизации категорий, на которых наше восприятие в последствии и «застревает».

5. У человека (в отличие от животных) это происходит с участием ментального начала. В результате образуются достаточно устойчивые сложные ментально-эмоциональные комплексы. Как например, – Я и не-Я. Я и отдельные от меня другие. Мое и не мое.

При этом в них не всегда сохраняется связь с намерением. Точнее - намерение управления обстоятельствами своей жизни подменяется намерением создания мыслеформ.

Энергия этих эмоционально-ментальных комплексов оказывается в распоряжении нашого (изначально) необузданного ума, и начинает порождать уже психологические и социальные конфликты, через формирование их мотивационной базы.

6. Некоторые социальные конфликты, енергетика которых основывается на постоянно поддерживаемой фиксации на противостояниях Я – не-Я, Я – Другие, приводят в частности к вооруженным столкновениям и войнам. Особенно, если в массах это противостояние подогревается искусственно.

7. В результате инструмент, изначально предназначенный для эффективной организации жизни, приводит к ее разрушению.

8. Есть выход из этой ситуации.

9. Конфликт, как противостояние, есть всего лишь частное проявление общей закономерности нашого восприятия. Я условно называю ее композиционным законом восприятия.

Главный тезис композиционного закона - Мы воспринимаем совокупность объектов любой природы эмоционально, когда нашим восприятием распознается некоторая упорядоченность, некоторая симметрия, определенная одинаковость, определенный объединяющий фактор – с одной стороны, и определенное нарушение этой упорядоченности, определенная неодинаковость, – с другой стороны. При определенном балансе упорядоченности и беспорядка, одинаковости и неодинаковости и возникает эмоциональное поле.

Конфликт, как эмоциепорождающий фактор, таким образом, является всего лишь частным случаем этого закона.

Примеры из области темпоральних (развертывающихся во времени) искусств. Сюжет – как композиционное выстраивание последовательных ожиданий. Саспенс Хичкока. Примеры из музики. Полифония. Джаз как композиционные игры с темой.
Пример из области изобразительного искусства – внесение нарушений в упорядоченный ряд спичек и последовательное увеличение этого беспорядка в нем сначала увеличивает интересность конфигурации спичек для зрителя, а потом постепенно начинает уменьшать. Другие примеры. Нефигуративное искусство. Черный квадрат Малевича

10. Применение технологии, основанной на этой закономерности восприятия – путь избавления от конфликта в себе, возвращения к своей природе. Суть технологи в замене двух полюсов эмоциенесущего конфликта многополюсной композицией, не менее эмоциенесущей. При этом возобновляется доступ к намерению, к силе, способной «раз рулить» любой конфликт в нашей жизни.

11. На этом же основан путь растворения конфликтов в социуме через культуру и искусство – в долгосрочной перспективе.

12. Понимание этой закономерности может также способствовать в разрешении конкретних социальных конфликтов в краткосрочной перспективе – через лишение их мотивационной базы.

Комментариев нет: