20 мар. 2011 г.

Особенности рациональной охоты, или Об иррациональной природе Иного

Как происходит охота на волка? Рационально вычислить все места залегания на территории, все места водопоя, все тропинки, и в рассчитанное время залечь на тропинке и ждать – вот процедура достижения желаемого. Нетрудно видеть, что решающее слово остается за иррациональным фактором – придет волк или нет. Так давайте построим альтернативную онтологию, сразу основанную не на рациональных представлениях о природе мира.

В основе Рациональной мыследеятельности лежит представление о том, что существует объективный мир, то есть мир, не зависящий от нашего восприятия.

Не зависящими от нашего восприятия свойствами этого мира полагаются:
- наличие пространства, которое воспринимается нами через два свойства объектов – протяженность и расположенность.
- наличие в нем времени, которое воспринимается нами через два свойства событий и процессов – продолжительность и очередность.
- причинно-следственная связность событий и процессов (постулат причинности).

Из этих постулированных нашим восприятием свойств мира вытекает представление о целеполагании, как инструменте построения Будущего – цель достигается как результат предпринимаемых действий, следующих друг за другом поочередно во времени.

Действительно ли так достигается результат? Может быть, есть альтернативная онтология?

Аналогия – охота на волка, как, впрочем, и любая другая охота. Рационально вычислить все места залегания на территории, все места водопоя, все тропинки, и в рассчитанное время залечь на тропинке и ждать – вот процедура достижения желаемого.

Нетрудно видеть, что решающее слово остается за иррациональным фактором – придет волк или нет.

Так давайте построим альтернативную онтологию, сразу основанную не на рациональных представлениях о природе мира.

Главный ее постулат по отношению к процедуре достижения желаемого (синоним – построения Будущего) может, например, заключаться в следующем.

Отождествление нас как субъекта с силой, которая предопределяет обстоятельства нашей жизни – уже и есть тот результат, которые содержит желаемое. Именно не «приводит к желаемому результату», а и «есть собственно результат, который содержит желаемое», пусть даже пока еще не случившееся.

Эта ничем не обусловленная сила, к которой мы, тем не менее, можем иметь доступ, в разных традициях называется Волей, Намерением, Верой, Нагвалем, Дао и т.д.

Основываясь на онтологии рационального конструирования Будущего, мы сконструируем лишь продленное Настоящее. Достижение же Иного (иного Будущего), как и приход волка, имеет иррациональную природу.
На самом деле, представление о делении на Рациональное и Иррациональное – продукт, порожденный с позиции Рационального.

С позиции того, что Рациональное называет Иррациональным, Рациональное – есть всего лишь один из типов связности конвенциональной реальности. Который к тому же все равно в конечном счете склеивается той ничем не обусловленной силой, которую мы назвали Волей, Дао и т.д.

Какова может быть процедура отождествления субъекта с этой силой для достижения желаемого?

Например, следующая – оперирование субъектом образами желаемого, приводящее к созданию эмоционального поля, обеспечивает доступ к силе, формирующей реальность (к Воле), что приводит к достижению желаемого.

В отличие от рационалистического подхода, в котором считается, что проектируемое будущее возникает как следствие реализации плана (проекта), то есть результата процесса проектирования, - при такой НЕрациональной процедуре будущее будет формироваться самим процессом проектирования.

5 комментариев:

Анонимный комментирует...

A esli priydet koza, a ne volk? Chto togda?

Serdtzevedets комментирует...

Тайны порождают одиночество.

Yo! комментирует...

Охотник, получив Желаемое, ТЕРЯЕТ!!! иррациональную природу Иного.
Всё становится ясно, понятно и неинтересно.
Как можно хотеть то, что уже есть?
Пребывать в иллюзии - величайшее благо для человека!

Євген Лапін комментирует...

2 Yo!

Это так, если находиться на позиции Рационального. Потому что только в рациональном видении мира Желание, шаги по его реализации и полученное Желаемое отдельны друг от друга и разнесены во времени.

С позиции же Иррационального цель, процесс ее достижения и результат являются неделимым целым, которое в известной традиции называется Намерением. Об это собственно и статья )))

Охотник обретает Желаемое одновременно с Желанием (если он "включил" Намерение), даже если ему еще только предстоит устроить засаду, некоторое время высидеть в ней и только потом заполучить Желаемое.

"Ясно, понятно и неинтересно" может быть только с рациональной позиции )))

Євген Лапін комментирует...

2 Yo!

По поводу иллюзий, - как будто у человека есть возможность выбирать )))