25 мар. 2010 г.

Открытое письмо Анатолию Тартаковскому

Уже несколько лет на лайт-боксах на эскалаторах на всех станциях киевского метро киевляне и гости столицы могут созерцать пост-импрессионисткие картины художника Анатолия Тартаковского.

Первая, возникшая в самом начале, мысль – как здорово, что, наконец-то, в информационное пространство начали продвигаться нематериальные ценности. Вторая, пришедшая несколько позже, – сколько же нужно денег, чтобы так долго эксплуатировать рекламные площади. Третья, осознанная совсем недавно, – интересно, а что же дальше.

Третья мысль подтолкнула меня написать господину Тартаковскому открытое письмо, текст которого приводится ниже.

Уважаемый Анатолий Исаакович!

Прежде всего, спасибо вам большое за ваши картины. В них открывается совершенно необычный мир форм и образов, которые несут отпечаток чудесной тайны бытия.

Не берусь угадывать, какова была ваша мотивация при запуске проекта вашего метро-музея. Полагаю только, не последнее место занимает в ней коммерческий интерес.

Тем не менее, хочу поделиться с вами своей не совсем коммерческой идеей. Возможно, она вас заинтересует. Хочу предложить вам рассмотреть возможность реализовать проект «Метро-музей Анатолия Тартаковского представляет шедевры мирового изобразительного искусства» (название предварительное). Микеланджело, Да Винчи, Рафаэль, Ван Гог, Пикассо, Дали, Россия, Япония, Ближний Восток, Латинская Америка, и еще, и еще...

Пользуясь таким ресурсом, как возможность размещать изображения на рекламных площадях на всех станциях метро в течение достаточно длительного, исчисляемого годами времени, за 2-3 года можно было бы представить всю мировую историю изобразительного искусства.

Почему это могло бы быть хорошо?

Ну, во-первых, из самых общих соображений. Банально, но просвещение способствует прогрессу.

Во-вторых, системное знакомство с шедеврами мировой культуры прививает вкус, чего украинскому культурному пространству явно не хватает.

В-третьих, в наши упаднические времена, когда, как известно, только «бабло» побеждает зло, этот проект мог бы стать островком понимания, что мотивация людей сводится не только к коммерческому интересу.

В-четвертых, такой проект мог бы послужить примером для других, стать одной из первых ласточек меценатства в культуре.

Как следующий этап, можно было бы запустить проект «Шедевры современного искусства» и/или «Молодые украинские художники».

Почему это могло бы быть интересно Вам?

Прежде всего, это закрепило бы за Вами имидж культурного деятеля – художник Анатолий Тартаковский, имея соответствующий ресурс, «пиарит» не только себя и свои картины, но и ценности мировой культуры.

Во-вторых, это повысило бы Ваш авторитет как художника - Анатолий Тартаковский как зрелый художник осознает свое место в истории искусств и не боится сопоставления своих картин с полотнами великих мастеров.

Кроме того, по-видимому, Вы отдаете себе отчет, что за несколько лет Ваши картины публике могли несколько приесться, как приелись бы картины любых других мастеров, если бы в течение нескольких лет они мелькали перед глазами по несколько раз в день. Интерес аудитории, естественно возникший в начале, по-видимому, несколько притупился. Реализация вышеупомянутого проекта могла бы оживить интерес публики к Метро-музею Анатолия Тартаковского.

А это могло бы привести к переходу бренда Анатолия Тартаковского на качественно новый уровень. Что безусловно повлияло бы на уровень капитализации бренда. То есть запуск такого проекта может оказаться выгодным даже из коммерческих соображений.

Опять же таки не знаю Вашей исходной мотивации, но берусь обосновать тезис, что коммерчески для Вас сейчас запустить проект «Метро-музей представляет шедевры» более выгодно, чем оставить Метро-музей в таком состоянии, как он есть сейчас.

Почему это интересно мне? Или, другими словами, какое мне до этого дело?

Ответ банален. Реализация такого проекта, если бы Вы его поддержали, подтвердила бы мое представление о том, как должна развиваться культура в цивилизованном обществе.

Ну, и, конечно, хочется избавиться от, безусловно, неверной, но назойливой мысли, что в нашем мире успешным может быть не столько тот, кто имеет талант, сколько тот, кто имеет деньги себя прорекламировать.

Надеюсь, что Вы правильно воспримете мое письмо, и оно не покажется вам оскорбительным. Поверьте, за ним стоит искреннее намерение что-то изменить в нашем обществе к лучшему.

С уважением,

Евгений Лапин

--
PS. Мне бы хотелось, чтобы эта тема стала предметом культурного диалога в обществе. Поэтому я выложил это письмо на одном из своих блогов - www.hultura.blogspot.com

12 комментариев:

Frosiko комментирует...

Картины Тартаковского мне не нравятся. По 10 бальной шкале на 8+
Более того, если бы да же и нравились, аргумент
"за несколько лет Ваши картины публике могли несколько приесться" актуальный, не то слово....

На первом курсе института, когда мы были зелеными и инициативными. Мы придумали проэкт "Римора" ну это такая рыбка, которая липнет к большой, содной стороны она на ней живет,а с другой всячески ей помогает... Занималась Римора восновом полулегальными стритартовскими штучками, полезного характера.Ну метафорическое значение этого символа думаю ясно.
Так вот, одна из штук было, то что мы печатали на принтере цветные репродукции картин этих самых мировых классиков, внизу маленькая анотация , что где почему. И расклеивали или вкладывали под стеклышко в вагонах метро. Длилось это пока мы с другом не погасли. Но согласись, так приятно было видеть как какиенибуть жители нашего прерасного города вечером после работы втычили не в "Дарынок " и "Скидки в Космо" а в "Гернику".

Вобщем идея крутая с Вагоном классиков , и главное, чтобы только там не было этих ужасных картин современных "творцов"...
Сори за юношеский максимализм))))

Євген Лапін комментирует...

Фроська, супер, ваш проект Вагон классиков, это то, что надо!

Просто хочется делать такое по-взрослому. А когда недостаточно ресурсов, все перегорает быстро, как детское увлечение оставляя тревожное ощущение чего-то не доведенного до ума...

Анонимный комментирует...

Вчера увидел данное творение (в смысле "Открытое письмо.." )))
(за стиль и слог тебе Жека отдельный Респект!)
Так вот сегодня специально обратил внимание на лайты, едучи на майдановском эскалаторе.. НЕТУ картин!! Видимо испугался блогера ))

Євген Лапін комментирует...

Да, нет! Картины на месте. К тому же почитайте его ответ на мое письмо (см. следующий пост), и вы поймете, что он не снимет своих картин и не заменит их картинами даже величайших мастеров. Просто потому что за свои деньги можно популяризировать только себя либимого уникальное видение мира:)

Анонимный комментирует...

Евгений!
А с каких это пор мы стали на Вы? ))

Євген Лапін комментирует...

> cammon пишет...
>
> Евгений!
> А с каких это пор мы стали на Вы? ))

cammon, кто ты? сними маску!

Анонимный комментирует...

Вот похожая дискуссия о взгляде артистов на тему "мое-не-мое": FIGHTING WITH TEENAGERS: A COPYRIGHT STORY. Немного другой калибр, и немного другая проблема, но смысл и тон во многом тот же.

Антон

Євген Лапін комментирует...

Антон, твоя ссылка сначала выводит на страничку экспорта блогов, а потом переводит на блог, который "відкритий лише для запрошених читачів". Может перешлешь ссылку в чистом виде?

Анонимный комментирует...

http://www.jasonrobertbrown.com/weblog/2010/06/fighting_with_teenagers_a_copy.php - что-то замутил, пардон

Євген Лапін комментирует...

Не понял, честно говоря, к чему эта ссылка здесь :(

Анонимный комментирует...

Джейсон Браун -- это взгляд современного артиста на собственное творчество, его роль в обществе, отношение артиста к потребителям искусства, что более интересно не просто потребителям а молодым людям, которые пытаются научится искусству.

Тон Джейсона и его аргументы похожи на тон Тарковского. Джейсон не отвечает на вопрос девочки, не говорит о своей мотивации. Вместо этого он переводит спор в область закона которую он сам не понимает, и что немного разачаровывает, не хочет видеть в широком смысле в смысле ее влияния на общество. Джейсон делает еще пару интересных ходов, мне лень пересказывать, они все ироничны, ровно как и аргументы вашей дискуссии.

В твоей дискуссии с Тарковским интересно его отношение к идее, аргументация почему да или нет, тон, слог, костноязычие речи и аргументов, жеманность, самовлюбленность, уход от прямого ответа, отношение к потребителю искусства, взгляд на "мое-не-мое".

Тарковский и Джейсон представляют какую-то часть современного мира, которая мне интересна, и недоступна для личного общения, поэтому мне интересно то что они пишут сами. Этим и ценен пост Джейсона.

Анонимный комментирует...

http://kievgallery.com.ua/news83.html поддерживаю